Программа клуба
ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
Клуб «Юные
друзья пограничников»
(Образовательная
область «Подготовка к военной службе», военно-патриотический профиль)
Базовый
уровень
Автор-составитель:
Войшнис Фаина Стефановна,
педагог дополнительного образования
Возраст учащихся: 14 – 17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Контактный телефон: 801594 41915
Адрес: Гродненская область, аг. Заболоть,
ул. Советская, 26а
Заболоть, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного
образования детей и молодежи военно-патриотического профиля определяет
концептуальные основы, направления и содержание деятельности объединения по
интересам, организационные и методические особенности образовательного процесса
в учреждении дополнительного образования детей и молодежи, а также его условия
и результаты.
Объединение по интересам
военно-патриотического направления клуб «Юные друзья пограничников» существует
в школе с 2000 года. Клуб был образован на базе клуба выходного дня «Рассвет»,
который работал по выходным. В клуб «Рассвет» входили кружки: стрелковый,
туристическо-краеведческий; спортивные секции по баскетболу, волейболу, лёгкой
атлетике. В 2001 году объединение по интересам было переименовано в клуб «Патриот» военно-спортивного
направления.
Программа клуба «Патриот» была доработана,
внесены изменения и дополнения в структуру и содержание программы. В связи с
этим клуб был переименован в объединение
по интересам «Юные друзья пограничников». Программа, по которой работает клуб,
предназначена для совершенствования работы по патриотическому воспитанию детей
и учащейся молодежи, воспитанию любви и патриотических чувствк своей малой
родине, к своему народу.
Реализация программы объединения по
интересам клуба «Юные друзья пограничников» военно-патриотического профиля
способствует получению и закреплению знаний, умений и навыков по гуманитарным и
естественным наукам, допризывной подготовке обучающихся, работе с архивными
документами и другой научной литературой.
Реализация программы строится в
тесном взаимодействии с Вооруженными Силами Республики Беларусь, органами
пограничной службы Республики Беларусь, внутренними войсками Министерства
внутренних дел Республики Беларусь, органами и подразделениями по чрезвычайным
ситуациям Республики Беларусь с целью использования накопленного положительного
опыта и учебно-материальной базы соединений, воинских частей, организаций,
военных комиссариатов в организации образовательного процесса с обучающимися.
Программа объединения по интересам
клуба «Юные друзья пограничников» разработана на основе типовой программы
дополнительного образования детей и молодёжи, утверждённой Постановлением
Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123
В рамках программы организована
работа по 5 секциям: «ЮнТур», «ЮДП», «Поиск», «Память», «Пресс-центр». Каждая
секция работает по определенному плану, имеет своих руководителей и
консультантов из числа педагогов (Приложения 1 – 4).
Цель: воспитание
любви и патриотических чувств к малой родине, подготовка молодых граждан
Республики Беларусь к труду и обороне Отчизны
Задачи клуба:
1. Проведение совместно с педагогическим коллективом школы и
другими общественными организациями мероприятий по воспитанию патриотических
чувств, готовности к защите Отечества, вступлению учащихся школы в ряды ОО
«БРСМ».
2. Мотивация и формирование интереса к военной профессии.
3. Повышение уровня физической подготовленности,
спортивного мастерства и организации досуга подрастающего поколения.
4. Пропаганда здорового образа жизни, занятие
туристско-краеведческой работой; поддержка
тесных связей с пограничной заставой «Заболоть», выпускниками школы, которые
несут службу в армии.
5. Информирование о
работе клуба в СМИ, в социальных сетях.
Сроки реализации программы – 1 год.
Образовательный процесс осуществляется
для группы учащихся 13 – 14 лет. Продолжительность одного учебного часа – 45
минут. Часов в неделю – 1. Всего – 36 часов.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными
формами организации образовательного процесса при реализации образовательной
программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие
(теоретическое и практическое).
Организационные
формы организации образовательного процесса: культурно-массовые мероприятия,
мероприятиях, слеты, экспедиции, экскурсии, походы, велопоходы, конференции,
конкурсы, встречи с интересными людьми т.д.
Основные
методы реализации образовательной программы дополнительного образования детей и
молодежи военно-патриотического профиля:
методы
обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ,
диспут, лекция, пример и др.);
методы
организации военно-патриотической деятельности (педагогическое требование,
приучение, практическая работа, упражнение, работа с литературой и СМИ,
самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.);
методы
стимулирования военно-патриотической деятельности (дифференцированное обучение,
соревнование, участие в слётах, походах и велопоходах, экскурсиях, поощрение,
перспектива, ситуация успеха и др.);
методы контроля и оценки военно-патриотической деятельности (беседа,
опрос, наблюдение, устный и письменный контроль, анализ результатов
деятельности учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, участие
в конкурсах и слетах, рефлексивные методы и др.).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
36 часов
№ п/п |
Раздел, подраздел |
Количество часов |
|
||
всего часов |
в том числе |
|
|||
теория |
практика |
|
|||
1 |
Организационное занятие. Общее собрание клуба |
1 |
1 |
– |
|
2 |
Основы
идеологии белорусского государства. |
6 |
2 |
4 |
|
3 |
Военная политика Республики
Беларусь Вооруженные Силы Республики Беларусь |
2 |
2 |
– |
|
4 |
Духовно-нравственное воспитание. |
5 |
3 |
2 |
|
5 |
Основы военной подготовки |
5 |
1 |
2 |
|
5.1 |
Огневая подготовка |
3 |
1 |
2 |
|
5.2 |
Строевая подготовка |
2 |
– |
2 |
|
6. |
Выживание и деятельность в экстремальных условиях |
2 |
1 |
1 |
|
7. |
Пограничная подготовка |
5 |
1 |
4 |
|
7.1 |
Основы пограничной службы в
Республике Беларусь |
2 |
1 |
1 |
|
7.2. |
Основы охраны Государственной
границы Республики Беларусь |
1 |
– |
1 |
|
7.3 |
Следопытство |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
Военная топография |
1 |
- |
1 |
|
9 |
Военно-медицинская подготовка |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
Военно - прикладная физическая
подготовка |
1 |
- |
1 |
|
11 |
Основы туристской подготовки |
1 |
- |
1 |
|
12 |
Военно-патриотическая песня |
1 |
– |
1 |
|
13 |
Выпуск печатной продукции |
4 |
- |
4 |
|
Всего |
36 |
12 |
24 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Юные друзья пограничников»
1.
Организационное
занятие.
Общее собрание клуба. Открытый
диалог
по возникающим вопросам (1 ч.).
2. Основы
идеологии Республики Беларусь (6ч.).
Конституция
Республики Беларусь. Государственная символика. Государственные праздники.
Урок мужества «Беларусь и Я –
диалог мира и созидания», 17
сентября - День народного единства.
Торжественное
собрание клуба «Юные друзья пограничников»
День
защитников Отечества. Участие в конкурсе военно-патриотической песни
День
памяти жертв фашизма в д.Пасека-Дворчаны. Участие в митинге-реквиеме.
День
Победы. Участие в Вахте памяти, митинге в д. Пасека-Дворчаны, аг.Заболоть.
День
пограничника. Участие в концертной программе
День
освобождения Республики Беларусь. Участие в митинге.
3.
Военная политика Республики
Беларусь. Вооруженные Силы Республики Беларусь (2 ч.).
Подготовка граждан к прохождению военной
службы. История формирования Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов
пограничной службы, внутренних войск. Посещение соединений, воинских частей и
подразделений разных ведомств (погранзаставы «Заболоть», Лидского погранотряда,
погранзаставы Усова г. Гродно и др.)
Военные
учебные заведения Республики Беларусь
Экскурсия
в г.Минск – «Институт пограничной службы», Академия МВД и др.
Экскурсия.
Ознакомление с подразделением ОПС (органы пограничной службы).
Международное
гуманитарное право в период вооруженных конфликтов. Сущность и виды войн и военных
конфликтов.
4.
Духовно-нравственное воспитание (5 ч.).
Установление,
зарождение и развитие пограничной охраны на территории Беларуси. Органы
пограничной службы : их создание и развитие.
Их именами
названы пограничные заставы. Именные подразделения органов пограничной службы
Республики Беларусь (3ч.)
Памятники,
мемориалы и обелиски Беларуси в честь воинов-пограничников.
Пограничники
в годы Великой Отечественной войны. Защита Брестской крепости. Героизм
советских воинов при защите своего Отечества в годы Великой Отечественной
войны.
Экскурсии
по маршрутах малой родины «Заболоть – Радунь – Дубинская гора», «Заболоть –
Погородно», «Заболоть – Первомайск» и др.
Велопоход
«Заболоть – П.Дворчаны» и др.
5. Основы
военной подготовки (5ч.)
5.1. Огневая подготовка (3 ч.).
Меры
безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Автомат Калашникова.
Пистолет Макарова. Ручные осколочные гранаты. Назначение, тактико-технические
характеристики.
5.2. Строевая подготовка (2 ч.).
Строй.
Элементы строя. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
Движение
строевым шагом.
Строевая
стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить». Повороты на месте.
Выполнение
команд в движении. Повороты в движении.
Подход к
начальнику и отход от него.
Выход из
строя и возвращение в строй.
Движение
строевым и походным шагом в составе взвода. Исполнение строевой песни
военно-патриотической направленности.
6. Выживание
и деятельность в экстремальных условиях (2 ч.).
Организация
передвижения на различной местности. Подача сигналов бедствия.
Добывание
и очистка воды в условиях автономного существования.
Оборудование
укрытий при помощи подручных средств.
Способы
добывания и поддержания огня, разведения костров. Основы рационального питания
в условиях автономного существования.
Факторы и
психология выживания в экстремальной ситуации
7. Пограничная подготовка (5
ч.).
7.1. Общие
положения законодательства Республики Беларусь о Государственной границе
Республики Беларусь. Основные понятия и их определение.
7.2.Режим
Государственной границы. Установление режима, содержание, пересечение
Государственной границы. Пропуск через
Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров.
Нарушители Государственной границы Республики
Беларусь. Поиск и задержание учебного нарушителя Государственной границы.
Применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники при
охране Государственной границы. Режим в пунктах пропуска. Условия и пределы
применения физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники при
охране Государственной границы.
7.3.
Следопытство.
Понятие о
следопытстве. Определение следопытства. Значение следопытства в охране
Государственной границы.
Теоритические
и практические основы следопытства. Пути овладения следопытством.
Классификация
следов. Следы человека. Следы животного. Следы транспортных средств. Экскурсии
на пограничную заставу «Заболоть».
8. Военная топография (1
ч.).
Ориентирование
на местности. Практическое ориентирование на местности при помощи местных
предметов, солнца, компаса. Определение своего местоположения. Движение на
местности без карты.
Техника
бега по пересеченной местности с естественными и искусственными препятствиями.
Топографические
карты. Измерение по топографической карте расстояний и дирекционных углов.
Ориентирование по карте.
9.Военно-медицинская подготовка (2
ч.)
Первая
доврачебная помощь. Индивидуальные средства оказания первой медицинской помощи.
Правила и способы оказания первой медицинской помощи.
Раны и кровотечения. Способы
обработки раны и остановки наружного кровотечения на месте происшествия.
10. Военно-прикладная физическая
подготовка (1 ч.)
Спосабы
передвижения военнослужащих на поле боя (перебежки, переползания)
Комплекс
вольных упражнений. Метание гранат. Преодоление полосы препятствий.
11.Основы туристской подготовки (1
ч.)
Туристское
снаряжение. Оборудование туристского лагеря. Питание в полевых условиях.
Техника завязывания туристских узлов. Техника наведения переправ через различные
преграды. Техника преодоления препятствий. Охрана природы. Участие в походах,
соревнованиях по технике пешеходного туризма.
12. Военно-патриотическая песня (1ч.)
Разучивание
и исполнение строевой песни.
13.
Выпуск печатной продукции (4 ч.)
Газета
«Юные друзья пограничников» (1 раз в четверть); оформление альбомов:«Воины Великой Отечественной – наши
земляки», «Воины-интернационалисты Вороновского района», «Беларусь помнит».
Информация в СМИ о проделанной работе.
Участие
в творческих конкурсах, акциях и операциях:
Акции
«Память», «Никто не забыт – ничто не забыто», «Их подвиг в памяти сбережём»,
конкурсе научно-практической конференции «Великая Отечественная война: история
и память», международном конкурсе «Холокост: память и предупреждение» и др.
Оформление в этнографическом музее «Спадчына» тематических выставок «Геноцид
белорусского народа», «Чернобыль: вчера,
сегодня, завтра»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В
результате освоения программы обучающиеся:
должны
знать:
основы
идеологии белорусского государства; основные вехи военной истории белорусского
народа; основы воинской и пограничной подготовки;
способы
выживания в экстремальных условиях;
правила
ведения поисковых работ;
правила
ведения опроса местного населения и записи воспоминаний участников и очевидцев
исторических событий;
должны
уметь:
работать с
историческими документами в архивах, музеях, с литературой и СМИ, анализировать
информацию, представленную в разных источниках;
выполнять
строевые приемы и команды;
оказывать
первую медицинскую доврачебную помощь; оборудовать туристский лагерь;
работать
со сведениями по топографической подготовке;
должны владеть:
основами
поисково-исследовательской работы;
основами следопытства и путями их овладения.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формами
подведения итогов по реализации образовательной программы является: отчетное,
контрольное, открытое, итоговое занятие, экзамен, зачет, конкурс, выставка,
самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, зачетный
поход, экспедиция, военно-патриотическая игра, военно-спортивная игра,
соревнования по военно-прикладным видам спорта, слет и др.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными
формами организации образовательного процесса при реализации образовательной
программы дополнительного образования детей и молодежи является занятие
(теоретическое и практическое).
Интегрированные
организационные формы организации образовательного процесса: культурно-массовые
мероприятия, мероприятия, слеты, экспедиции, экскурсии, походы и велопоходы,
конференции, конкурсы, встречи с интересными людьми – защитниками Отечества, и
т.д.
Основные
методы реализации образовательной программы дополнительного образования детей и
молодежи военно-патриотического профиля:
методы
обучения и формирования гражданско-патриотического сознания (беседа, рассказ,
диспут, лекция, пример и др.);
методы
организации военно-патриотической деятельности (педагогическое требование,
приучение, практическая работа, упражнение, работа с литературой и СМИ,
самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы
обучения и др.);
методы
стимулирования военно-патриотической деятельности (дифференцированное обучение,
соревнование, участие в слётах, походах и велопоходах, экскурсиях, поощрение,
перспектива, ситуация успеха и др.);
методы
контроля и оценки военно-патриотической деятельности (беседа, опрос,
наблюдение, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности
учащихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, участие в конкурсах
и слетах, рефлексивные методы и др.).
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Белоусов, Н.А. Начальная военная
подготовка учащихся / Н.А. Белоусов. – Минск: Университетское, 1985.
2. Ведерко, С.Н. Военная подготовка: учебно-методическое
пособие/ С.Н. Ведерко, В.А. Смирнов, рец. А.В. Дубинин; МЧС РБ. – Минск: РИВШ,
2015. – 253 с.
3. Гамолко, С.Н. Школа защитника Отечества:
пособие для учителей / С.Н. Гамолко, Г.А. Леонович. – Минск: Сэр-Вит, 2010.
4. Долгович, Б.Д. Беларусь в годы Великой
Отечественной войны. – Мн.: Полымя,1994.
5. История Беларуси с древнейших времен до
2013 г.: учебное пособие / Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик. – Минск:
Вышэйшая школа, 2013. – 558 с.
6. Князев, С.Н. Основы идеологии белорусского
государства / О.П. Князев (и др.]. –Мн.: Академия управления при Президенте
Республики Беларусь, 2004.
7. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся
молодежи в Республике Беларусь // Праблемывыхавання. – 2015. – №2. – С.3-19.
8. Пособие
по основам военно-педагогических знаний, военной топографии, военно-медицинской
подготовке, радиационной, химической и бактериологической защите / Министерство
образования, учреждение образования «Гродненский государственныйуниверситет им.
Я. Купалы»; составители А.Н. Родионов [и др.]; рецензент В.А. Лисовский, А.Н.
Глебов. – Гродно: 2007. – 233 с.
9.Специальная военная подготовка: в 2 ч. / А.В. Дрокин, В.Н. Коробач,
И.А. Полуян; рец. В.М. Муха, Министерство здравоохранения, учреждение
образования «Гродненский государственный медицинский университет», 2013. – 242
с.
Комментарии
Отправить комментарий